Казахстан. Кто о прогрессе, а таможня о взаимности
Слепую веру в торжество IT-технологий над коррупцией продемонстрировал в понедельник в Астане на первой подготовительной конференции к XVIII Экономико-экологическому форуму ОБСЕ координатор экономической и экологической деятельности организации Горан Свиланович. По его мнению, достаточно ввести систему передачи данных о грузе на пути всего его следования на таможенных постах, как грузовик беспрепятственно домчится из Пекина до самого центра старушки Европы. Дело за малым: обучить казахстанских и российских таможенников пользоваться этой системой. И заставить их уверовать в то, что прогресс неумолим.
Нарисовать картину «Грузовая птица-тройка» представителя ОБСЕ заставили, вероятно, затесавшиеся в его биографию славянские корни. Ибо, перефразировав классика, какой же славянин не любит быстрого пересечения государственных границ и ускоренного марша на таможне? Мечта о мгновенном завершении таможенных процедур заложена в бывших югославах генетически со времен знакомства с советским мироустройством и волокитой на наших таможнях, которой со времен распада Союза меньше не стало. Оттого идея об использовании IT-технологий на всем протяжении следования китайских грузов в Европу через Россию и Казахстан отдает неким мессианством.
- Представьте, что грузовик выезжает с грузом из Пекина, а по таможенным постам передается полная информация об этой машине и грузе, — мечтал вслух Свиланович на пресс-конференции в перерыве основного действа.
- Если бы была возможность отследить любую информацию о любом грузовике, который подъезжает к границе, не было бы необходимости останавливать его, и это само по себе устранило бы коррупцию, — дорисовал он мечту дальнобойщика.
Организаторы конференции IT-идею сопроводили молчанием, которое символизировало согласие, а в кулуарах пожелавшие остаться неизвестными представители казахстанских госорганов, случайно услышавшие именно эту часть пресс-конференции, вопрошали друг друга: а как тогда шмонать машину на предмет наркоты?!
По всей видимости, ответ на этот риторический вопрос они смогут получить чуть позднее: Свиланович пообещал участие ОБСЕ в соответствующем обучении таможенников и погранцов. В общем, устранение таможенных барьеров произойдет не завтра, так что от термосов с кипятком и от китайской лапши для скрашивания будней на таможне дальнобойщикам пока отказываться смысла нет. Тем более что на постсоветском пространстве никак не могут договориться об одном для всех порядке транзита грузов автомобильным транспортом. На это пожаловался заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС Мурат Мусатаев.
- В Евразийском экономическом сообществе растет понимание необходимости пересмотра всей системы автомобильного сообщения, построенной на двусторонних межправительственных соглашениях, — заверил он участников конференции и пояснил, с чем это связано: — Несмотря на типовой характер, эти соглашения закладывают различные правовые режимы осуществления перевозок пассажиров и грузов, это касается как преференций в отношении налогов и сборов, так и характера действующих схем выдачи разрешений.
К примеру, Казахстан и Кыргызстан давно договорились между собой, что большемеры и пассажирские автобусы с номерами этих стран могут абсолютно беспрепятственно проезжать по их территориям. А вот проезд КамАЗа с белорусским номером по территории Казахстана и казахстанским — по территории Белоруссии требует получения специального разрешения. Белорусы на это не особо жалуются, поскольку мало что сюда и отсюда возят, а вот казахстанцам эти разрешения на «заглядывание» в окно в Европу весьма некстати. При этом между разными странами ЕврАзЭС действуют разные системы выдачи разрешений — кто-то выдает таковые по первому требованию, а кто-то печатает бланки «на условиях взаимности». И может в любой момент «взаимностью» не ответить.
- Таким образом, общий правовой режим осуществления международного автомобильного сообщения до настоящего времени не унифицирован. Разнородные правовые режимы, создаваемые действующими межправительственными двусторонними соглашениями, несмотря на свой взаимный преференциальный характер, ущемляют права других членов Сообщества и, следовательно, являются по своей сути дискриминационными с точки зрения создания единого транспортного пространства, — констатировал г-н Мусатаев.
Власти участников ЕврАзЭС вроде как договорились устранить эту ситуацию путем всеобщего присоединения к 25 международным договорам и конвенциям, регулирующим всю сферу автоперевозок. Однако процесс этот пошел со скрипом — межгоссовет Сообщества рекомендовал его участникам присоединиться ко всем ним в течение 2007—2008 годов. Но в настоящее время, по информации замгенсека ЕврАзЭС, Белоруссия присоединилась лишь к 18 документам из этого перечня, Казахстан — к 13, Кыргызстан — к 8, Россия — к 20, а Таджикистан — вообще только к 4 (всего, повторимся, документов 25). Так что, это урок европейцам — если они свои IT-технологии на таможнях тоже намереваются регулировать несколькими документами, то процесс присоединения к ним бывших союзных республик растянется во времени: мы любим быстроту только в езде.
www.respublika-kz.info; 13.10.09