Из-за закрытия российско-азербайджанской границы больше всего страдают граждане Грузии
Выход Грузии из СНГ в Москве и в Тбилиси многие называли пустой формальностью. Ведь эта республика уже давно не участвует в жизни Содружества, а 18 августа этого года грузинское руководство лишь закрепило свою позицию на бумаге. Но оказалось, не все так просто. Вслед за отменой прямых авиарейсов Россия закрыла и сухопутную границу. МИД Грузии поспешил назвать это актом дискриминации. Российские дипломаты убеждают: все по закону. Как этот спор отразился на простых людях? Нигяр Алиева и Борис Манжуков проехали по маршруту Тбилиси-Красный мост-Баку-Самур.
Красный мост через реку Храми - крайняя точка на юго-востоке Грузии. Именно здесь и находится главный контрольно-пропускной пункт на грузино-азербайджанской границе.
Это же конечная остановка маршруток Тбилиси-Красный мост. Водитель микроавтобуса Леван Мгалоблишвили уже несколько лет работает на рейсе. Говорит, зарабатывает с каждым днем все меньше. Дипломатические дрязги России и Грузии отразились и на жизни Левана: количество людей, пересекающих границу, сократилось. Местные жители тоже сетуют на плохие отношения с северным соседом. Мало того, что закрыли воздушные ворота, так еще и по суше путь заказан.
Сейчас этим контрольно-пропускным пунктом пользуются лишь жители приграничных районов и дальнобойщики. Но их пункт назначения – Азербайджан.
Красный мост длиною в 175 метров разделяет два соседних государства - Азербайджан и Грузию. Он был воздвигнут в 12 веке на месте еще более раннего сооружения. Тогда по нему проходили караваны торговцев, следовавших по Великому шелковому пути.
Сеймур Касымов 2 раза в месяц на собственной фуре перевозит продукты. Заказов много. Из Баку в Поти он везет азербайджанское сливочное масло, а обратно – польские консервы. При этом номера у машины Сеймура – грузинские.
«С грузинскими номерами я еду и в Россию, и в Польшу. Сам я - гражданин Азербайджана», - рассказал дальнобойщик Сеймур Касымов.
Граждан Грузии, спешащих в Россию, на этой границе нет. На получение российской визы, объясняют в грузинском консульстве, уходит около 2-х месяцев. Да и дают ее далеко не каждому. Это главная проблема. По словам консула Грузии в Азербайджане, визы выдаются только тем лицам, которые выезжают в РФ с гуманитарными миссиями, и очень редко лицам, являющимися гражданами России, и у которых там проживают родственники.
На самом деле, говорит консул, официально переходить эту границу грузинским гражданам никто не запрещал. Специальной бумаги от МИДа России в Баку не получали. Запрет – следствие выхода Грузии из СНГ.
«Выход Грузии из СНГ 18 августа 2009 года автоматически исключил граждан этой страны из числа иностранцев, которым разрешен въезд в РФ и выезд из нее через пункты пропуска на сухопутной российско-азербайджанской границе. Следует особо подчеркнуть, что российская сторона не вводила и не вводит никаких специальных ограничений. Речь идет об одном из неизбежных правовых последствий выхода Грузии из СНГ. Искренне сожалеем о возникших в данной связи неудобствах для граждан Грузии», - говорится в заявлении МИД России от 17.09. 2009 года.
Река Самур разделяет Азербайджан и Россию. В советское время граница была формальной. Сегодня - строгий контроль. Здесь не толпятся водители, и нет очереди из фур. Таможенники и пограничники легко справляются с потоком граждан, желающих перейти азербайджано-российскую границу. Пропускная способность таможенно-пограничного поста - до 300 автомобилей в день. Жители приграничных районов постоянно ездят к родственникам. Говорят, что за час проходят сразу обе границы.
Роман Саджай провел лето на родине, в Грузии, сегодня - возвращается обратно. Эту границу он пересек без особых трудностей. Ведь гражданство у Романа российское. Проблем нет. Но многочисленная грузинская родня к нему в Саратов не ездит. Он рассказывает, что даже мама в гостях ни разу не была, да и вряд ли теперь приедет. Летать она боится, а перейти сухопутную границу теперь не получится.
Граждан Грузии на таможенном посту «Самур» встретишь редко. По словам таможенников, они и раньше этой дорогой пользовались редко, предпочитая авиаперелеты. Азербайджанские авиалинии летают из Тбилиси в Баку, а оттуда в Москву ежедневно. Получается, больше всего от закрытия перехода по суше пострадали грузинские дальнобойщики.
МТРК Мир; 12.10.09